Экскурсии с детьми — мнение эксперта

Об авторе
Автор:
Дата: 14.07. 2012
Рубрика: Мнения родителей и спецов
Метки: , ,

Некоторое время назад я уже писала, как мы с Тишей ходим на экскурсии . Но всегда интересно знать мнение специалиста. Психолог Алла Сутягина по нашей просьбе написала статью для всех заинтересованных родителей.

 

Меня зовут Сутягина Алла Георгиевна. Я психолог. Закончила факультет психологии МГУ им.Ломоносова. Работала психологом, завучем в психологическом центре «Генезис». Работаю на себя: тренинги, коучинг до результата, консультации в скайпе.
Увлекаюсь путешествиями. Веду свой блог о бюджетных путешествиях www.traveltu.ru
Скажу Вам по секрету: нет профессии «Детский психолог». Есть психология личности. Она для людей. Любого возраста. Я занимаюсь психологией людей, психологией личности любого возраста.
Иногда родители забывают об этом, обращаясь так: «Моему ребёнку нужен детский психолог». Друзья, скорее всего, психолог нужен Вам, и не детский, а обычный. Как только Вы измените что-то в себе, ребёнок тоже изменится.

Если у Вас есть вопросы, нужна помощь, — обращайтесь через обратную связь на моём сайте: «Так удобно! Traveltu.ru»

 

Экскурсии с детьми - мнение эксперта

 

Успешный человек и неудачник — кто они

Сразу хочу задать Вам странный вопрос: «Кто из здоровых активных родителей хочет, чтобы его любимый ребёнок вырос забитым, тупым существом, неуверенным в себе, неудачником по жизни?»

Неудачник – это основательно воспитанный человек. В раннем детстве родители считали, что он маленький и ничего не умеет. «Это ему ещё рано» — говорили они. Потом ребёнок подрос и уже не научился тому, что умеют его сверстники. Появляется приобретённая беспомощность.

Потом неуверенный в своих знаниях, силах и возможностях человек становится подростком. И тут начинается знаменитый подростковый негативизм.

Если ребёнок уверен в себе, в этот период он может пересмотреть свои умения, знания, установки, найти друзей, понять, в чём он силён, а над чем нужно работать. Из таких детей вырастают активные, успешные люди.

Теперь представьте ребёнка, не уверенного ни в чём. Какой из него получится подросток? Какой человек?

Есть родители, которым все равно, каким вырастет их сын или дочь. Если Вы здесь и читаете статью, то это, точно, не Вы. Верю, что Вы заинтересованы в том, как воспитать настоящего, свободного, достойного и умного человека.

 Экскурсии с детьми или не позволяйте ребенку быть голодным

Ответ на вопрос, когда  нужно начинать воспитание счастливого человека, предполагает издание книги. Поэтому затрону всего лишь одну интересную тему «экскурсии с детьми»

Сама я увлекаюсь путешествиями. А что такое путешествие? Та же экскурсия, только для взрослых. Так что, тема мне близкая, родная, надеюсь, и вам она станет такой же близкой.

Стоит ли ходить с детьми на экскурсии, каждый родитель решает по-своему. Кто-то скажет: «Да, и чем раньше, тем лучше». Кто-то поморщится и ответит: «Не люблю я эти музеи и экскурсоводов». Кто-то испугается: «Я дома-то не знаю, как его успокоить, а вы говорите «экскурсии». Он же там всё разнесёт! Или убежит!»

Что скажете, хотелось бы Вам на экскурсию в Венецию, в Тадж-Махал, на Олимп?  Вот и ребенку хочется!

 

Экскурсия (от латинского Excursio – прогулка, поездка) – коллективное посещение музея, достопримечательного места, выставки, предприятия и т.п., поездка, прогулка с образовательной, научной, спортивной или увеселительной целью.

Экскурсия – возможность узнать новое. Можно, конечно, показывать картинки в букваре, но дети устроены так, что им нужно трогать, видеть настоящие предметы, нюхать, а самый кайф – лазить по ним, забираться внутрь.

Первый выход на детскую площадку – это тоже экскурсия. Через день – норма жизни, если, конечно вы не выпускаете ребёнка на улицу раз в год и по праздникам.

 

Дети обладают потрясающей способностью к адаптации, т.е. быстро приспосабливаются ко всему. Едем мы… в Индию, например. Для нас здесь всё в новинку, мы привыкли жить по-другому, а ребёнок ещё не знает, как надо жить, он быстро принимает все новые условия и правила игры. Для него нет большой разницы – поездка к бабушке в другой город или поездка в Индию. Для него всё одинаково незнакомо. Для него всё одинаково интересно. Для него всё, что дальше двора, – экскурсия, знакомство с окружающим миром. Многие говорят об информационном голоде у детей. Это — он и есть. Стремление познать мир вокруг.

Способность эта – врождённая. Один из психологических механизмов адаптации. Чем больше знаешь, тем легче ориентируешься. Лучше ориентируешься, — больше возможностей. Больше возможностей – быстрее придёшь к результату, к цели. Пришел к цели – ты лучший!

Чем раньше ребёнок будет понимать окружающее, тем компетентнее, увереннее он будет чувствовать себя с другими детьми, а затем в жизни.

 

А теперь скажите сами, когда Вы хотите начать первые экскурсии с детьми? Смотрите, достаточно умное латинское слово перевести на родной язык, как все становится просто: когда Вы хотите начать прогулки и поездки с детьми?

Самый удобный для любознательного родителя период – грудничковый. Ребёнок висит, прижавшись к маминой груди, и видит сны, а родители совершают познавательные, спортивные или увеселительные прогулки.

Трудности могут возникнуть в 3, 7 и 13 лет. В периоды так называемых детских кризисов. В эти годы стоит подходить к привитию культурных навыков осторожно и деликатно. Начинать, можно в любом возрасте. Чем раньше, тем лучше. Но, естественно учитывая особенности вашего ребёнка.

 Как правильно ходить на экскурсии с детьми?

Разумно, так, как делаете это Вы с собой. Возьмём всё тот же Тадж-Махал. Мы прочитали о нём в книге, увидели картинку, узнали, где он находится, потом подготовились к поездке, прочитали ещё, приехали, зашли внутрь, лучше с экскурсоводом, посмотрели, потрогали мрамор и самоцветы, удивились, что кое-что привезено с Урала, сфотографировали, рассказали знакомым.

 

У детей всё точно так же:
Даете первую информацию – пробуждаете интерес.
Выбираете время, когда пойдете.
Обсуждаете, что вы там увидите.
Идете, смотрите.
Обсуждаете на месте, что видите, почему это, зачем это, для чего это.

 

Дальше важный этап:
Выясняете, нравится ли ему то, что он видит.
Хотел бы он попробовать… если это экскурсия к морю, то искупаться, картинная галерея – нарисовать картину.Вы всё ещё считаете, что экскурсия – это трудно? Нудно? Требует специальной подготовки? Не трудно! Не нудно! Подготовки требует.

 

Всё, что мы видим вокруг – часть окружающего мира. Первый раз в магазине – экскурсия, первый раз в школу – учителя в первый день проводят экскурсию по школе, первый раз в другом городе – тоже экскурсия.

Здесь я немножко слукавила. Для полноценной настоящей экскурсии нужен экскурсовод. Именно он показывает и рассказывает о том, что человек видит. Он отвечает на вопросы и объясняет. Для ребенка авторитет родителей бесспорен, так что мама с папой будут лучшими экскурсоводами для своего малыша.

Родитель – это состояние, интерес, постоянная готовность участвовать в жизни ребёнка.

Рассказывайте о том, что Вам интересно, что вы любите простым понятным языком, опираясь на те знания, которые у ребёнка есть. Станьте на час ребёнком. Но помните, к экскурсии ребёнка надо подготовить.

 

Удачный пример — Экскурсия с ребёнком в картинную галерею.

Наверняка ваш ребёнок уже пробовал рисовать.

 

Подготовка

— У тебя получаются красивые картины. А знаешь, есть такие люди художники. Они умеют рисовать, видят то, на что другие не обращают внимания. А они подмечают и рисуют, тогда и мы тоже начинаем это подмечать.
Вот ты нарисовал необычный лист дерева с прожилками. Я увидела это, и теперь буду всегда обращать внимание на листочки, нет ли там твоего листика.
Знаешь, что ты нарисовал?

— Что?

— Ты нарисовал картину. Художники тоже рисуют картины. Мне бы очень хотелось сходить на выставку и посмотреть картины других художников.
(Как правило, дети сразу говорят: «Я тоже хочу»)
Это необычное место. Это специальный дом, в который приходят люди, чтобы посмотреть картины. Там есть правила.

— Какие?

— Картины надо смотреть тихо, картины можно смотреть глазами, а трогать руками нельзя. Это очень трудно — не трогать картины руками. Иногда кажется, что это вовсе не нарисовано, а настоящее и мне очень хочется потрогать, проверить. Я еле сдерживаю себя.

— Я тоже один раз … (Дети часто делятся своим опытом или придумывают ситуацию. Не подлавливайте на «обмане». Дайте им возможность высказаться.

— Вот видишь. И ты сдержался?

— Да…

— Это было сложно, но ты сдержался. Молодец. Это очень важно. А ты сможешь говорить тихим голосом?

— Да. Смогу.

— Ну ка, скажи мне тихим голосом, что ты можешь говорить тихим голосом.

— Мама, я умею говорить тихим голосом.

— Умеешь. Это тоже хорошо. Значит, мы можем пойти вместе. Давай в воскресенье.

— Да.

— Дом, где живут картины, называется музей. Он большой. Ты сможешь быть со мной рядом, чтобы мы не потерялись?

— Смогу.

— Тогда через три дня (например) мы наденем красивую праздничную одежду, это ведь необычный день, значит и одежда нужна необычная, особенная, и вместе пойдём в музей. Папу пригласим?

— Да.

— Отлично. Мы пойдём всей семьёй. Я рада, что ты уже большой, и теперь мы можем все вместе пойти в картинную галерею.

 

 Действо:

На любой экскурсии надо обращать внимание ребёнка на то, что вам нравится, а ему интересно. Если ребёнок обратил внимание на что-то, оцените это, похвалите наблюдательность.

Обращайте внимание на знакомые ребёнку детали. Если на картине натюрморт, то пусть шепотом расскажет, какие овощи-фрукты нарисовал художник. Почему? (Лимон желтый яркий, красивый) Арбуз большой, зелёный. И т.д.

Там же придумайте, как дома вы нарисуете натюрморт (новое слово). Как вы будете вместе рисовать и увидите, какие разные картины у вас получатся.

 

Закрепление:

Купите вместе то, что будете рисовать. Дома, лучше в это же вечер или на следующий день, вместе составьте натюрморт, нарисуйте. Похвалите друг друга. Если получилось хорошо, вставьте в рамку и повесьте, как в картинной галерее. Ребёнок может сам сделать подпись и назвать картину.

 

 Поддержка:

Попросите всех домашних оценить картину (!) не ребёнка (!), а именно, его работу.

 

 Важное правило:

Говорите с ребёнком на его языке. Вы представляете, что он уже знает. Как правило, это информация из книг. Чтобы информация стала знанием, надо видеть живой, настоящий предмет, а не его изображение. Используйте знакомую из книг информацию, чтобы дать ребёнку знания.

 

 Принцип экскурсии:

Ребёнок что-то знает, во что-то играет, получил информацию из тех же мультфильмов. Теперь можно закрепить знания в музее.
Мальчик играет в машинки — можно пойти на выставку автомобилей.
Девочка играет в куклы – музей кукол.
Узнал ребёнок о кораблях – в музей флота.
Смотрели космическую фантастику – музей космоса, планетарий.
Читал книгу о животных – зоопарк.
Знаком с профессиями – экскурсия в музей.
Рисует – картинная галерея.

Опирайтесь на опыт ребёнка и давайте небольшими порциями новое.

Не стоит давить на ребёнка, вести его в музей, где ему ничего не близко и не все непонятно.

Экскурсия с детьми – возможность познакомить глубже с миром вокруг. Это, прежде всего, обоюдный интерес. Не водите ребёнка туда, где вам самому скучно.

 

Неудачный пример —  Экскурсия в древние христианские катакомбы в Риме

На экскурсию пришла молодая индийская семья. Муж, жена и ребёнок 2,5 – 3 лет. Девочка. Экскурсовод говорил на английском, т.е. на чужом для ребёнка языке. В катакомбах холодно. Девочка замёрзла. Бегать по катакомбам нельзя, говорить тоже. Смотреть на могилы ей не интересно. Она даже не представляет, что это такое – могилы первых христиан.

С точки зрения ребёнка такая экскурсия – ужас! Мука. Всё, что так необходимо ребёнку, отсутствовало. Конечно, она начала хныкать и проситься побегать. А это категорически запрещено! Можно потеряться и не выйти. Отпустить родителей тоже нельзя – только экскурсовод знает дорогу в этом многоэтажном лабиринте. И что делать? Надо было заранее продумать, как развлечь ребёнка. Но родители не подумали. Находчивый экскурсовод пару раз болезненно ущипнул девочку тайком от родителей, чтобы она отвлеклась. Потом дал ей связку своих ключей. Только тогда ребёнок успокоился и начал ими играть.

 

Вывод: 

Выбирайте тему экскурсии понятную ребёнку. Говорите на родном и доступном для ребёнка языке. Берите с собой 2-3 игрушки. Готовьте план отступления.

 Как долго может длиться экскурсия с ребенком?

2-3 года от 15 минут до 30 минут активного изучения.
4–5 лет от 30 минут до 45 минут
6-7 лет от индивидуально – до 1часа 15 минут – можно и больше. Всё зависит от музея и характера ребёнка
7-8 лет 1 час, для некоторых нормально и 2 часа. Больше не стоит.
8-9 индивидуально, но не больше 2 часов
10–12 индивидуально, но не больше 2 часов

 

Развлекать ребёнка на экскурсии не стоит вообще. Лучше спокойно уйти. Если экскурсия на воздухе, можно взять игрушку. Пусть ребёнок сам себя займет.

От информации дети, как и мы устают. Вы своего ребёнка знаете. Планируйте экскурсию так, чтобы он не «переел». Тогда музеи и выставки ему будут нравиться.

 

Если музей большой, что делать? Как правило, большие музеи делятся на тематические залы. Например, музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина большой. Обойти его весь сразу даже взрослому сложно, а для ребёнка задача непосильная.

Выберите зал. Например, греческий. Детям 8-10 лет он нравится. Легенды и мифы дети уже читали. Перед экскурсией можно освежить – почитать вместе. Идите только в этот зал. Беседуйте, обсуждайте сюжеты, из чего сделаны, что скульптор хотел показать, какие чувства передать, получилось ли у него, что ребёнку нравится, как он себе представлял героев и т.д.

Если ребёнок проявляет интерес, зайдите в похожие залы, но в 1-2. Больше не нужно. Можно заглянуть и в зал с другой темой, но только заглянуть. Решите вместе, что ребёнок хочет ещё увидеть в этом музее, в какой зал и, когда пойдёте в следующий раз.

 

Усталость после информационного удара наступает неожиданно и резко. Если во время экскурсии с детьми, Вы увлеклись и пробыли дольше, чем предполагали, и ребёнок устал, не бегите сразу домой. Выйдете на воздух и предложите варианты: поесть в кафе, купить вкусного и посидеть в сквере. Необходимо отдохнуть, сменить деятельность. Влезать в шумный транспорт сразу не стоит. Не спешите.

 

Если Вы, лично вы любите одиноко бродить по музею так, чтобы вас никто не отвлекал, договоритесь с женой, мужем, в каких залах вы будете с ребёнком, а в каких он. У вас есть свои привычки. Их надо уважать. Это тоже элемент поведения и воспитания.

 

На редкие выставки, с которыми вы хотите внимательно ознакомиться, лучше с детьми не ходить. Исключение – дети от 7 лет, привыкшие к музеям.

 

Дети воспринимают наши эмоции и подражают им, копируют поведение. Если вам интересно в музее, то и ребёнок увлечётся.

 С уважением, А.С.

 

P.S. Я, будучи любящей мамой самого замечательного (а как же иначе?) ребенка стараюсь вести активную, наполненную и интересную жизнь вместе со своим сыном. Хоть я и стараюсь следовать своей интуиции, все равно иногда хочется услышать компетентного специалиста. Оглядываясь в прошлое и ни о чем не жалея, я осознаю, что имей я некоторые специальные знания, то некоторых ошибок удалось бы избежать, а что-то достичь намного быстрее и проще.

Наверняка, многие родители, настоящие и будущие, не прочь были бы обладать такими заниями, в том числе и в контексте путешествия с детьми.

 

Так вот, мы с Аллой подумали, а не проводить ли нам совместные интернет и не только посиделки, где Алла будет делиться опытом психолога, а я опытом путешествия с детьми. А еще мы будем искать и приводить на эти посиделки других интересных людей, которые так же будут делиться своими знаниями и опытом. Что скажете?

Если Вам понравилась статья или Вы хотите поддержать наш проект, поделитесь с друзьями:

Подпишитесь на обновления по e-mail, чтобы не пропустить новые статьи:

Ваш email : *
комментариев 17 »

Комментариев (17) на «Экскурсии с детьми — мнение эксперта»

  1. Очень интересная статья. Рада знакомству с Вами, Алла. Но считаю, что в ребенке очень многое — данность. Воспитание второстепенно во многом, будет ли ребенок уверенным или нет — никогда не угадаешь наверняка.

  2. Спасибо, Александра) Да, в любом человеке многое — данность. Уверенность в том, что человек умеет делать, что знает — это проведение. Поведению, как раз, учат. «Тренинг уверенного поведения». Вы наверняка об этом слышали.
    Человек может долго думать, взвешивать, тянуть с принятием решения — это качества врождённые.
    Уверенность в своих силах и возможностях — качества приобретённые. Заложенные родителями.

  3. Спасибо за статью и Алле, и Маше :) Очень понравилась идея с последующим рисованием натюрморта. Помню, в 2 года наша дочь пошла на выставку бабочек, а остановилась у картин и всё тут! Тогда ничего не рисовали, нужно сейчас попробовать.
    А как с театром быть? Свои спектакли дома ставить?

    • Я хочу попробовать в ближайшее время цирк Дурова, на мышиную дорогу думаю отвести Тишку. Мне кажется, такое не может не понравится :)

  4. Очень оригинальное оформление сайта. А с детьми мы много ходили по экскурсиям, постоянно возили их на море, после чего они писали о своих впечатлениях,отражали их в своих рисунках. Информация, которая дана в этой статье очень нужная и интересная.

    • Оригинальное -это нравится или нет? :)))
      Алла действительно много интересного рассказывает. Не смотря на то, что до много дошла интуитивно, Алла расставляет по полочкам знания и опыт.

  5. Маша, спасибо за то что ты чувствуешь во мне эту интуицию, но МГУ им. М.В. Ломоносова кафедра психологии и педагогическое образование очень помогают интуиции))

    • В тебе я тоже чувтсвуую интуицую Перечитала свой коммент и поняла, что как всегда половину не написала. Хотела сказать, что сама до многого дохожу интуитивно, а ты уже подводишь научную базу Это клево!!! Правда ))

  6. Alla:

    К твоей интуиции мы добавим базу, и ты станешь звездой))

  7. Очень интересно. Хотя статья немного о другом, но особенно понравился абзац с фразой «Неудачник – это основательно воспитанный человек.»

  8. Ходить с детьми на экскурсию это настоящее мучение. Для меня лично. К концу подобных мероприятий я уже начинаю злиться.

    • Дело не столько в детях, сколько в нас самих. Пока мы не научимся получать удовольствие от общения с ребенком, оно будет нас раздражать. Сидеть за компом или читать книгу намного проще, чем уделять время маленькому человеку. Этому надо учится, чтобы растить счастливого ребенка и быть счастливыми самим.

  9. Мучение… Все зависит от того, как вы воспитали своего ребенка. Я например совершенно не могу ходить куда-либо со своими племянниками. Постоянно дуют губы и хныкают, если что не их. Так что… Ну и конечно со слишком маленькими детьми тоже не стоит планировать длительных экскурсий.

    • Ну от воспитания много зависит. Разговор как раз о том, что приучать ребенка к познанию надо с самого рождения. Если сидеть и ждать, когда наступит подходящий возраст, то он не наступит никогда!
      Мы Тихона таскаем с самого рождения, куда мы только не забирались, где мы только не были за неполные 2 неполные ребенкина года. У нас практически не бывает проблем во время поездок и экскурсий, хотя всякое случается конечно. В общем, чем раньше начнешь, тем лучше и проще для всех.

  10. Спасибо за статью. Но я согласна,многое зависит от нас самих, недавно ездила в Вильнюс и в нашей группе был папа с ребенком, малышу было 3 года, но он ни разу за всю экскурсию даже не закапризничал, выдержал все!

Ваш комментарий





pod-ryukzakom.ru, 2012
© Маша и Вовка, при непосредственном мешательстве Тиши