Экскурсии с детьми — это здорово!

Об авторе
Автор:
Дата: 29.06. 2012
Рубрика: Мнения родителей и спецов
Метки: , , ,

Хочу сразу громко и во всеуслышание заявить, экскурсии с детьми — это реально! Мысль о том, что жизнь ребенка должна быть подчинена только игрушкам и мультикам, а также замкнутому пространству дома и двора, не более, чем миф.  На самом деле ходить на экскурсии с детьми интересно,весело и вообще очень здорово!

 

В одной из предыдущих статей Путешествие с ребенком — это просто! мы уже говорили,что нужно избавляться от страхов и стереотипов, связанных с путешествиями с ребенком. Сегодня хочу рассказать о более конкретной стороне дела — как ходить на экскурсии с детьми.

 

Заранее оговорюсь, что мы не дипломированные специалисты в области воспитания детей, не психологи, мы просто родители, которые любят своего ребенка, и мы люди, которые не хотят сидеть на диване у телевизора. Все последующие слова — это размышления и выводы, сделанные на собственном, уже почти двухлетнем опыте, иногда подкрепленные соответствующей литературой.

 

Краеведческий музей Гоа

 

Мозг ребенка — это губка с невероятной впитывающей способностью. Взрослым не доступна и десятая доля тех возможностей, которыми обладает маленький человечек. Стереотип, что малыш должен играть только в детские игрушки, разглядывать картинки только в детских книжках, гулять только на детских площадках и слушать только детские песенки, на мой взгляд не просто глуп, но и преступен. Подобными ограничениями взрослые своими руками закапывают способности, талант, жажду знаний, тягу к искусству у ребенка. Очень хорошо на эту тему написал японец Масару Ибука в своей книге «После трех уже поздно» .

Большинство детских атрибутов — это не основные средства, а вспомогательные. Основные же  — огромный и неизведанный мир и любящие взрослые, помогающие малышу его познавать.

 

Оборотная сторона дела, когда родители с активной жизненной позицией рвутся в мир, но не знают, как организовать это совместно с ребенком. Мы сами прошли через подобный ступор, и в некоторых ситуациях он до сих пор присутствует, но мы работаем над этим вопросом. А об уже решенных я расскажу ниже.

 

Младенец до 5-6 месяцев приблизительно легко перемещаем в пространстве и времени. Он много спит и не бежит по своим делам. Посадив малыша в рюкзак, можно отправляться практически на любые экскурсии, в любые музей, во время выдавая грудь и меняя подгузник. По сути дела, ребенку все равно, где он  находится, главное, чтобы еда во время и чистая попа. Со спокойным ребенком можно и в театр попробовать сходить или на концерт, хотя это конечно риск.

 

В 2010 году мы две недели прожили в Бангкоке. Несмотря на ряд особенностей нашего ребенка (Тиха отчаянно орал и не слезал с груди), мы с удовольствием погуляли по городу.

 

Бангкок, храм Изумрудного Будды

 

С более старшими детьми, где-то от полугода до года, требуется более тонкая настройка —  им нужно давать возможность исследовать окружающее пространство самостоятельно: щупать, грызть, ползать, бегать, рвать и теребить… Масса мест, где малышу можно позволить порезвиться вволю, совмещая это с культурной программой для взрослых. Например, дворцовые парки, сады — там, где ребенка можно выпустить на волю. Малышу хорошо, но надо, чтобы и взрослые получили свою порцию удовольствия от прогулки. Стоит делить полезное время между маленьким и большим. В пик активности безусловно нужно позволить ребенку самостоятельно изучать пространство, при этом не забывать снабжать его информацией об этом пространстве. Игрушки лучше оставить в стороне, а играть с тем, что ребенок может найти вокруг, будь то шишки, листики, камушки… Уверяю, что для него это не менее интересно, чем пластмассовые бренчалки. А вот к моменту усталости самое время посадить карапуза в слинг (или рюкзак) и отправляться удовлетворять жажду познания взрослых в музеи под крышей. Тут на помощь как раз могут прийти припасенные игрушки,чтобы занять руки и зубы, если нет возможности пустить их в дело.

 

Осенью 2011 годы мы с Тишунделем ездили в Питер, в качестве «детской» программы в один из дней выбрали Александровский парк.

 

Миниатюры в Александровском парке

 

Активно ходящие в год-два дети с одной стороны изрядное облегчение, с другой — резко возросшая сложность при перемещении в заданном направлении. При прогулках на дальние расстояния можно взять с собой машинку или каталку, чтобы у ребенка была цель идти в нужную родителям сторону. В музеях, где малыш ничего не может разбить или сломать, так же неплохо отпустить ходить ногами. А вот там, где масса деталей, до которых есть шанс добраться, лучше взять на руки, а то вместо культурной программы получается сплошное расстройство — ребенку хочется дергать, ему не дают, он печалиться, а родители вместо экскурсии отдирают ребенка от экспонатов и утирают горючие слезы.

 

А вот музеи, кто можно все все трогать, настоящий праздник для детей и родителей. В политехническом музее в Гоа Тишка отрывался на полную катушку, изучая законы физики :)

 

Политехнический музей в Гоа

 

У более старших детей наверняка свои особенности, но подобного опыта у нас пока нет, так что придется подождать пару лет.

 

Рассказывать и показывать нужно обязательно! То есть во время экскурсий с ребенком, малыш является не балластом, а полноправным участником процесса. Мир для малыша — это чистый лист, который он заполняет с невероятной страстью. Такую жажду познания всего нельзя оставлять без внимания. Другое дело, что подача материала существенно отличается от той, что предназначена для взрослых.

Главная идея состоит в том, что информация ребенку выдается ступенчато, от простого к сложному. Без простейших понятий более сложные будут звучать пустыми, ничего не значащими словами.

В качестве примера расскажу, как мы ходили по краеведческому музею Гоа. На фотографии выше мы с Тишой стоим перед бронзовой фигурой кузнеца. Надпись на табличке о давности скульптуры, месте рождения и авторе ничего ему не говорит. Зато я рассказала, что это дядя (известное понятие), который большим молотком (известное понятие) стучит по куску железа (известное понятие),чтобы сделать из него большой нож (известное понятие). Ну и после ввела новые понятия: дядя, который занимается подобной работой, называется кузнец, большой молоток у него в руках — молот, а большой нож- меч, штука, на которой лежит кусок железа — наковальня. В итоге, и овцы сыты, и волки целы — каждый из нас получил свою порцию знаний, мы с мужем. читая надписи на табличках, а Тиша, слушая нас и щупая там, где можно или пока никто не видит.

 

Так что вот, дорогие родители! Получайте удовольствие сами и позволяйте получать его своему ребенку!  Надеюсь, я Вас убедила, что ходить на экскурсии с ребенком не только реально, но и интересно.

А о наших походах по музеям мы расскажем в следующих статьях.

Если Вам понравилась статья или Вы хотите поддержать наш проект, поделитесь с друзьями:

Подпишитесь на обновления по e-mail, чтобы не пропустить новые статьи:

Ваш email : *
Комментариев нет »

Ваш комментарий





pod-ryukzakom.ru, 2012
© Маша и Вовка, при непосредственном мешательстве Тиши